Биоразнообразие

Биоразнообразие – сокращенное от термина "биологическое разнообразие" – это разнообразие живых организмов во всех его проявлениях: от генов до биосферы.
Вопросам изучения, использования и сохранения биоразнообразия стало уделяться большое внимание после подписания в 1992 году Конвенции о биологическом разнообразии в Рио-де Жанейро.

Существует три основных типа биоразнообразия:
1.  генетическое разнообразие, отражающее внутривидовое разнообразие и обусловленное изменчивостью особей;
2.      видовое разнообразие, отражающее разнообразие живых организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов). В настоящее время описано около 1,7 млн. видов, хотя их общее число, по некоторым оценкам, составляет до 50 млн.;
3.   разнообразие экосистем, охватывающее различия между типами экосистем, разнообразием сред обитания и экологических процессов.

Биологическое разнообразие представляет собой огромную ценность для человечества и имеет экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, образовательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение.
Биологические ресурсы позволяют нам удовлетворять наши потребности в продовольствии, одежде, жилье, медикаментах и духовной пище. Дары природы позволяют существовать самым разнообразным отраслям экономики, таким как сельское хозяйство, косметическая и фармацевтическая, целлюлозно-бумажная промышленности, строительство и утилизация отходов. Потеря биоразнообразия угрожает нашим продовольственным запасам, индустрии отдыха и туризму, а также источникам древесины, лекарств и энергии, нарушает важнейшие экологические функции, в результате чего условия жизни на планете могут оказаться непригодными для человека. Сохранение разнообразия живых организмов на Земле – необходимое условие выживания человека и устойчивого развития цивилизации.

Все типы биологического разнообразиявзаимосвязаны между собой: генетическое разнообразие обеспечивает разнообразие видов. Разнообразие экосистем и ландшафтов создает условия для образования новых видов. Повышение видового разнообразия увеличивает общий генетический потенциал живых организмов Биосферы. Каждый вид вносит свой вклад в разнообразие – с этой точки зрения не существует бесполезных и вредных видов.
В настоящее время под воздействием антропогенных факторов происходитсокращениебиологического разнообразия за счет вымирания или уничтожения видов. В последнее столетие под влиянием человеческой деятельности скорость вымирания видов во много раз превысила естественную (по некоторым оценкам в 40000 раз). Этот процесс чаще всего проходит по двум направлениям – прямое истребление (охота, промысел) и косвенное (разрушение среды обитания, нарушение трофических взаимодействий). Чрезмерный промысел – наиболее очевидная прямая причина прямого сокращения численности видов, однако он гораздо меньше влияет на вымирание, чем косвенные причины изменения среды обитания (химическое загрязнение территории или вырубка леса).
Для учета видов, находящихся на грани вымирания, во многих странах создаются Красные Книги – списки редких и исчезающих видов живых организмов. Для сохранения и поддержания биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории – заповедники, национальные парки, заказники, генетические банки данных.

В Беларуси на основании материалов многолетних исследований ученых в 1981 г. вышло первое, в 1993 г. – второе издание Красной книги. Третье издание Красной книги было опубликовано в 2004 г. Оно включает четыре категории охраны видов:
I категория наивысшей национальной природоохранной значимости включает виды, имеющие очень низкую или быстро сокращающуюся численность, спасение которых невозможно без осуществления комплекса специальных мер;
II категория включает виды, в настоящее время не находящиеся под прямой угрозой исчезновения на территории Беларуси, но имеющие неблагоприятный международный или европейский охранный статус, низкую численность, тенденцию к неуклонному ее сокращению;
III категория включает виды, не находящиеся под прямой угрозой исчезновения, но подверженные риску вымирания в отдаленном будущем;
IV категория объединяет виды, не относящиеся к трем предыдущим категориям, но близкие к ним, имеющие неблагоприятные тенденции на окружающих территориях или зависимые от осуществления мер охраны.

В настоящее издание Красной книги в том «Растения» включено 274 вида представителей флоры Беларуси, в том числе 173 вида сосудистых растений, 27 видов мохообразных, 21 вид водорослей, 24 вида лишайников, 29 видов грибов.

В списках видов имеются следующие представители:
  • кувшинка белая,
  • ветреница лесная,
  • купальница европейская,
  • дуб скальный,
  • береза карликовая,
  • зверобой горный,
  • фиалка горная,
  • клюква мелкоплодная,
  • рододендрон желтый,
  • молодило русское,
  • альдрованда пузырчатая,
  • водяной орех плавающий,
  • плющ обыкновенный
  • сфагнум Линдберга,
  • трюфель Борха,
  • гриб-зонтик девичий,
  • лисичка серая и др.

В том «Животные» включено 182 вида фауны Беларуси, нуждающиеся в охране, в том числепозвоночных животных:
  • класса млекопитающих – 17 видов,
  • класса птиц – 72 вида,
  • класса земноводных – 2 вида,
  • класса пресмыкающихся – 2 вида,
  • класса рыб – 11 видов;

беспозвоночных животных
  • класса насекомые – 70 видов,
  • класса паукообразные – 1 вид,
  • класса ракообразные – 10 видов,
  • двустворчатые моллюски – 2 вида.

          В основу наших исследований положены определение видов растений и животных, создание картосхемы, создание убежишь, посадка растений.
Этап 1. Создать картосхему пришкольной территории, на которой  будут обозначены местонахождения растений и животных.
Этап 2. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (изучение проводили 6-7 классы так как они только начали изучать биологию, растения)
Задачи:  1.Выбор подходящего места для изучения дикорастущих травянистых растений
2. Изучение проведено во время экскурсий, в рамках школьной программы
3. Определение растений, составление их списка с помощью определителя.
4. Обозначение местонахождения растений на картосхеме.
5. Фотографирование растений
6. Подготовлены задания для проверки знаний растений у учащихся
Результат
1. Создана и размещена, в фойе  школы 1 этажа, картосхема пришкольной территории.
2. На картосхеме обозначено 11 видов травянистых растений.
3.Размещены изображения травянистых растений на стенде «Зеленая школа» и на сайте школы
4. Знания  учащихся были проверены на уроках биологии во время сдачи отчёта об экскурсиях.
4.Информация  о дикорастущих травянистых растениях размещена в он-лайн базе florafauna.by
Этап 3. Изучение разнообразных наземных насекомых на пришкольной территории   
Задачи: 
1. Ознакомление с насекомыми с использованием презентации
2.  Определены группы учащихся (изучение проведено во время школьных экскурсий)
3. Определение насекомых, с помощью определителя.
4. Обозначение места наблюдения  на картосхеме.
5. Фотографирование (по возможности) насекомых
6. Подготовлены карточки с заданиями  для проверки знаний насекомых у учащихся
Результат
1. Создана и размещена, в фое школы 1 этажа, картосхема пришкольной территории.
2. На картосхеме обозначено 10  мест наблюдения  за насекомыми
3.Размещены изображения насекомых на стенде «Зеленая школа» и на сайте школы
4. Знания  учащихся были проверены на уроках биологии во время сдачи отчёта об экскурсиях.
























































































Задание 1.1
Задание 1.2



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий